панель навигации
  • Main
  • Contacts
  • Рус
  • 中文
FSBI «RST»


FSBI «RST» In Facebook FSBI «RST» In Twitter FSBI «RST» In vk FSBI «RST». Free Mobile Applications for Android
панель навигации
About us
  • About us

    • News
    • History
    • Our Management
    • Representation
  • The main objectives

    • Registration, Official Publication and Distribution of Documents on Standardization
    • Maintenance of the Federal Information Collection of Standards
    • Coordination of Unified Information System on Technical Regulations
    • Cooperation with International, Regional and National Organizations for Standardization
    • Database «Products of Russia»
    Services
    • Technical regulation and standardization

      • Providing normative documents on technical regulation and standardization
      • Terminological expertise
      • Base documents national and inter-state systems of standardization
        Information centers
        • Information centers

          • The official Russian informational analytical web-site «Standardization in China»
          • WTO TBT/SPS Russian Information Center on Standardization, Certification and Overcoming Technical Barriers to Trade
          • WTO (TBT/SPS) ENQUIRY POINT
        Press Centre
        • Press Centre

          • Press Office
          • Useful Links
        Contacts

          О разработке новых национальных стандартов в области судостроения

          08.07.2015

          Источник: Российская газета (Экономика Северо-Запада), Татьяна Шаповалова

          Реанимацией отечественного судостроения займется Росстандарт

          Затраты на производство отечественных судов снизятся благодаря обновлению устаревших национальных стандартов и упрощению системы документооборота, сопровождающего его. Это позволит сделать отрасль рентабельной и выдерживать сроки строительства и сдачи судов.

          Первый шаг на пути реорганизации уже сделан. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) в этом году приступило к разработке новых национальных стандартов судостроения. Цель программы, рассчитанной на 2016-2018 годы, - оптимизация взаимодействия предприятий и повышение конкурентоспособности отечественного судостроения. В соответствии с ней предусматриваются переработка нормативных документов фонда стандартизации и фактически полное обновление базы стандартов.

          - Ни одно судно не может быть конкурентоспособным по стоимости, если оно на 70 процентов не выполнено по требованиям национальных стандартов, - прокомментировал ситуацию заместитель директора НИИ "Лот" Крыловского государственного научного центра Александр Штода. - Недавно центр совместно с предприятиями судостроения провел анализ свода российских отраслевых стандартов. Проверка показала, что 48-49 процентов стандартов, на которые ориентируется отечественное судостроение сегодня, не соответствуют современному научно-техническому уровню. Применение устаревших требований и норм обрекает конструкторские бюро, заводы и заказчиков на выпуск заведомо дорогих судов.

          С введением государственного закона о техническом регулировании ранжированию подвергнутся нормативные документы государственного и федерального уровней. Основным среди них по-прежнему останется технический регламент. Преобразования коснутся и структуры технических комитетов стандартизации, в частности ТК N 5 "Судостроение", который работает на базе НИИ "Лот" Крыловского государственного научного центра. В его состав войдут 13 специализированных подкомитетов, которые будут представлены профильными предприятиями. Участниками совместного проекта станут "Центр технологии судостроения и судоремонта", "Пролетарский завод", "Российский речной регистр", НИИ "Лот". Комитет приобретет статус международного.

          Возможно, аналогичным образом будет отрегулирован порядок строительства судов и согласования судостроительной документации, которые в последние годы ведутся бессистемно.

          Сегодня конструкторам приходится работать по одностадийной системе, позволяющей конструировать судно по предварительным чертежам без утверждения проекта, что дает заказчику возможность вмешиваться в процесс. В результате судно строится фактически по эскизам.

          Проработка основного проекта ведется неосновательно, и он остается сырым вплоть до сдачи объекта. Конструировать судно бессистемно - дело накладное и рискованное.

          Проектировщик, который непрерывно редактирует проект в угоду заказчику, теряет время, а завод-изготовитель зачастую рискует сделать комплектующую, не удовлетворяющую запросам заказчика. В итоге в минусе остаются все, а стоимость судна растет.

          - Судостроение - сложный процесс, который требует одновременно регламентации и компромисса. Заказчика понять можно, поскольку он хочет лучшего для себя. Но иногда неясно, кто и чем руководствуется: то ли судно строится по проекту, то ли проект выполняется в зависимости от пожеланий заказчика, - прокомментировал ситуацию генеральный директор ОАО "КБ "Вымпел" Вячеслав Шаталов. - Причина беспорядка - в одностадийной системе. Поэтому в последнее время мы склоняемся к выводу, что судостроению следует вернуться к двухстадийной форме, по которой мы работали раньше. Тогда проектирование эскизов и создание проекта разбивались на этапы. Строительство судна начиналось с одобрения эскизов и окончательного проекта контролирующими органами.

          В последние годы судостроительные компании буквально утонули в документации. Это произошло потому, что контролирующие структуры начали требовать сертификаты качества абсолютно на каждую комплектующую.

          - Пакет документов на основные узлы и комплектующие, которые требует Регистр, сопоставим с пакетом европейских классификационных обществ "Ллойд" и "Веритас". Однако отечественное судостроение стало неоспоримым лидером по количеству сертификатов на комплектующие по остальным позициям, что затрудняет нашу работу, - заметил Вячеслав Шаталов.

          Участники судостроения надеются, что их проблемы не останутся без внимания.

          Вернуться к списку новостей
          • About Us
            • News
            • History
            • Our Management
          • The main objectives
          нижний колонтитул

           

          RSS-подписка
          117418, г. Москва, Нахимовский проспект, 31, к. 2, Российская Федерация
          Проезд: Станция метро «Профсоюзная»
          Телефон/факс: 8 (495) 531-26-44, 8 (499) 400-30-36, 8 (495) 690-43-09
          E-mail: info@gostinfo.ru

           

          © ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ», 2025

            Росстандарт